Спрос и предложение

Спрос и предложение

Forex4you

В процессе знакомства с рынком очень часто встречаются объяснения не стабильного поведения цены противоборством быков и медведей (быки – игроки на повышение; медведи – на понижение), что в свою очередь является следствием дисбаланса между спросом и предложением.

Без спроса и предложения не возможно существование экономики – это системообразующие понятия. Сегодня мы постараемся вспомнить, а кого то и ознакомить на максимально облегченном языке, как же спрос и предложение  взаимодействуют между собой и какую роль в их отношениях играет кривая.

Прежде всего давайте разберемся с каждым из этих определений по отдельности.

Спрос – это по сути дела наши потребности, желания приобрести тот или иной товар или услугу которые обязательно должны быть подтверждены материально, то есть мы мы не просто хотим, но и готовы заплатить за данное благо. Надо заметить, что связь между ценой и спросом обратная, то есть чем выше цена, тем меньше спрос. Это легко выразить на графике с помощью той самой кривой.

Спрос

Возникает вопрос, почему она кривая, а не прямая. Существуют множества мнений, но, на мой взгляд, причина в том, что при достижении нулевого спроса, цена не может быть в наивысшей своей точке и наоборот. Кривая же плавно переходит в горизонтальное положение и не достигает конечной, то есть нулевой отметки.

Кривая спроса

При не изменной среде и в условиях совершенной конкуренции спрос не изменяется, а меняется лишь его величина в зависимости от цены.

Но существуют не ценовые факторы которые способны воздействовать на спрос, на его структуру. Такими факторами можно назвать: уровень доходов в обществе, размеры рынка данного товара, наличие заменителей товара, мода, сезон и т. д.

При изменении этих внешних факторов меняется уже сам спрос, его структура. Например, при повышении общего уровня доходов спрос  увеличи-вается и кривая смещается вверх и в право (D2). То есть данный товар по той же цене будет уже более востребован. А в случае уменьшение доходов кривая сместится вниз и влево (D1).

Предложение – это количество товаров, находящихся на рынке или способных быть произведенными и представленными к продаже по соответст-вующим, удовлетворяющим товаропроизводителя ценам. Зависимость цены и предложения прямая, то есть чем больше цена, тем больше предложение.

По высокой цене производить становится выгодней и количество товара на рынке увеличивается, при условии, что внешние факторы не меняются (рис. 3).

Предложение

Факторами влияющими на предложение, на его структуру можно назвать: изменение цен на факторы производства;  технический прогресс; сезонные изменения; налоги и субсидии; ожидания производителей; изменение цен на сопутствующие товары. Изменение одного из этих факторов повлияет и на саму структуру предложения. Например, в случае увеличении налогов  на производство в данной отрасли, и как следствие ухудшатся условия для производителей, кривая сместится вверх и влево, а в обратном случае наоборот (рис.4).

Итак, мы коротко разобрались в понятии спроса и предложения, теперь давайте посмотрим как они взаимодействуют.

Кривая предложения

Рыночное равновесие

Для начала разместим обе кривые в одной системе координат (рис. 5).

Кривая спроса и предложения

Как видим, кривые имеют точку пересечения (Е). Эта точка и есть точка рыночного равновесия, а цена в этой точке называется – равновесной ценой. То есть по такой цене потребитель готов приобрести, а производитель выпустить в продажу определенное количество товара. Проще говоря на данный момент все всех устраивает (рыночная цена). В случае, если под влиянием каких либо факторов  эта точка смещается, то под воздействием рынка, в нашем случае быков и медведей, происходит поиск новой точки равновесия. По сути дела это и есть торги. В следующий раз мы рассмотрим, каким образом изменение структуры спроса или предложения воздействует на ценообразование. Проще говоря, почему при выходе той или иной экономической статистики участники рынка активизируются.

В заключении хотелось бы сказать, что всякое правило имеет исключения, но данная теория относится к подавляющему большинству товаров и услуг.

Автор: Максим Алмазов

Forex4you
Поделись: